Вследствие недостаточного финансирования в последние годы и других причин, связанных с реформированием экономики страны, водное хозяйство республики пришло в неудовлетворительное состояние. Срок эксплуатации гидротехнических сооружений превысил 30-50 лет, и это обстоятельство мировая статистика отмечает как критическое.
Система управления водным хозяйством страны в определенной степени сохраняет старые экономические отношения. В результате с трудом идет процесс ее адаптации к новым рыночным условиям хозяйствования. По этой причине у водопользователей отсутствует заинтересованность в рациональном использовании воды, ухудшается техническое состояние водохозяйственной систем и сооружений и нарастает опасность возникновения на них чрезвычайных ситуаций.
Международный опыт проектирования, строительства и эксплуатации гидросооружений показывает, что опасность этой угрозы может быть устранена или значительно снижена с помощью системы предотвращения аварийных ситуаций. Решение этой проблемы требует четкой организации мониторинга состояния сооружений, оперативного устранения аварийных ситуаций. Для этого необходимо проводить плановые обследования гидротехнических сооружений и формирование информационных систем по оценке состояния и безопасности гидротехнических сооружений.
Из 653 крупных гидротехнических сооружений расположенных на территории Республики Казахстан более 30 % требуют капитального ремонта, остальная часть ГТС нуждается в комплексной реконструкции и ремонте.
Следует отметить что основными причинами аварий на ГТС являются их неудовлетворительное техническое состояние и низкий уровень эксплуатации, дефекты при строительстве, неправильная оценка гидрологической обстановки при пропуске паводков и др. Кроме того имеются нерешенные вопросы по нормативно-правовой базе и обеспечении водохозяйственной отрасли квалифицированными кадрами.
Свидетельством этому являются произошедшие в последние годы в стране чрезвычайные ситуации на гидротехнических сооружениях, а именно наводнение, вызванное прорывом плотины в селе Кызылагаш (11-12 марта 2010 г.), размыв плотины водохранилища Кокпекты в Бухар-Жырауском районе Карагандинской области (30 марта 2014 г.) и другие. Указанные чрезвычайные ситуации вызывают необходимость проведения системного мониторинга, установления должного надзора за обеспечением безопасности ГТС, а также совершенствования нормативно-правовой базы.
Проект реализуется на основе сотрудничества между Центром ОБСЕ в Астане и Исполнительной дирекцией Международного Фонда спасения Арала в Республике Казахстан (ИД МФСА в РК). Проведение проектных мероприятий будет осуществляться с участием международных и национальных экспертов занимающихся вопросами обеспечения безопасности ГТС. Кроме того в реализации проекта будет принимать участие ЕЭК ООН.
Задачей проекта является оценка технического состояния и устойчивости работы Кызылординского гидроузла (КГУ).
Обоснование проекта
Кызылординский гидроузел построен по проекту института «Средазгипроводхлопок» и введен в эксплуатацию в 1956 году, который расположен в низовьях реки Сырдарьи близ города Кызылорда. Кызылординская плотина является крупным уникальным сооружением, которая впервые построена на плывунных основаниях реки Сырдарья. Плотина в основном служит для регулирования стока гарантийного обеспечения поливной водой Левобережного и Правобережного массивов орошения.
В 2004 – 2005 годы по проекту Регулирование русла реки Сырдарьи и сохранение северной части Аральского моря (РРССАМ-1) был произведен капитальный ремонт Кызылординского гидроузла и головного сооружения Правобережного магистрального канала (подрядчиком была компания "Гео" Китайской Инженерной корпорации). Капитальный ремонт головного сооружения Левобережного магистрального канала предусмотрен во второй фазе проекта Регулирование русла реки Сырдарьи и сохранение северной части Аральского моря (РРССАМ-2).
Несмотря на то что был проведен капитальный ремонт на Кызылординском гидроузле в настоящее время наблюдаются дефекты влияющие на устойчивость эксплуатации и снижающей степень надежности ГТС.
Поэтому проведение многофакторного обследования Кызылординского гидроузла позволит выявить появившиеся проблемные участки и определить объемы ремонтных работ.
Для оценки состояния гидротехнического сооружения будет привлечен международный эксперт, который проведет следующие мероприятия:
РЕЗУЛЬТАТ 1: ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ РЕМОНТНЫХ РАБОТ И ДАЛЬНЕЙШЕЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ КЫЗЫЛОРДИНСКОГО ГИДРОУЗЛА
Результат 1.1.
- Сбор и анализ имеющихся материалов по гидроузлу, Визуальное наблюдение за надёжностью технического состояния комплекса гидроузла на основе полученных материалов, сведений и анализа, подготовка экспертного заключения оценки состояния ГТС с рекомендациями по дальнейшей безопасной эксплуатации
РЕЗУЛЬТАТ 2: ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОТЧЕТА И ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ВЫПОЛНЕННЫХ РАБОТ НА СОВЕЩАНИИ (МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ) КОМИССИИ
Результат 2.1.
- Подготовка отчета о проделанной работе на основе проведенного анализа полученных материалов и сведений, включая отчеты инструментального обследования по плотине, количественных и качественных диагностических показателей – критериев безопасности гидроузла, представление отчета и презентации на ведомственной (межведомственной) комиссии
МЕРОПРИЯТИЕ 1: ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ КГУ
Задача 1: Разработка ТЗ для международного эксперта:
Задача 1.1: сбор имеющихся материалов по гидроузлу (правила и инструкции по эксплуатации, ежегодные отчеты по эксплуатации, акты приемки объекта в эксплуатацию, результаты натурных наблюдений и диагностических работ, дефектные акты по результатам оценочных работ, материалы по ремонту и реконструкции объекта, материалы геологической и гидрогеологической характеристик, а также материалы по мероприятиям, проводимым на объекте в целях снижения риска аварий гидроузла, проектно-технические чертежи и др.);
Задача 1.2: анализ собранного материала;
Задача 1.3: визуальное обследование КГУ (полевое обследование 1– 15 июля 2015 г.)
- выбор и наем международного эксперта в соответствии с технического задания (ТЗ);
- сбор исходных данных для работы эксперта;
- подготовка всех логистических мероприятий для выполнения работ международного эксперта (транспорт, проживание в г. Кызылорда)
- подготовка к полевому обследованию;
- подготовка встреч международного эксперта с представителями эксплуатирующей организацией и другими заинтересованными сторонами (составить план встреч);
- оплата аванса международного эксперта;
МЕРОПРИЯТИЕ 2: ПОДГОТОВКА ОТЧЕТА И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕЗЕНТАЦИИ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ВЫПОЛНЕННЫХ РАБОТ НА СОВЕЩАНИИ (МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ) КОМИССИИ
Задача 2.
- координирование встречи для презентации отчета международного эксперта в г. Кызылорда;
- приемка отчета международного эксперта согласно ТЗ;
- окончательная оплата международного эксперта по Акту выполненных работ
МАТЕРИАЛЫ:
Отчет по семинару КГУ 21-22.04.2015